Онлайн-семинар «Организация закупок товаров, работ, услуг в сфере обеспечения транспортной безопасности»

Достучаться до каждого

19.11.2021  |  15:13

Ространснадзор разработал новые критерии оценки рисков в области обеспечения транспортной безопасности

Достучаться до каждого

18 ноября в рамках Транспортной недели-2021 прошла конференция Федеральной службы по надзору в сфере транспорта «Умный» государственный контроль (надзор). Фокус на устранение рисков». В ходе мероприятия специалисты обсудили ряд проблемных вопросов, подвели итоги работы, поделились опытом и поговорили о планах.

В текущем году, по словам руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктора Басаргина, инспекторами Ространснадзора было выдано более 22 тысяч предостережений, что в 2 раза больше, чем в 2019 и 2020 годах. Но эти цифры не говорят об увеличении числа нарушений. Руководитель службы подчеркнул, что такие мероприятия субъектам транспортной инфраструктуры не стоит воспринимать негативно. Предостережение – профилактическая мера.

Сегодня Федеральная служба по надзору в сфере транспорта отходит от исключительно карательных функций особое внимание уделяя профилактике. Тем более, что последние изменения законодательства прямо указывают на необходимость такого подхода. Напомним, что с 1 июля этого года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ, который предусматривает в рамках надзора проведение более широкого спектра профилактических мероприятий. Таких как: информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережения; самообследование; консультирование и профилактический визит.

Ространснадзор идёт по пути ежегодного сокращения числа плановых проверок. Их количество уменьшается в среднем на 25 % ежегодно, при том, что реформой КНД определён порог в 15 %. Руководитель надзорного ведомства также проинформировал, что в этом году инспекторами выявлено более 54 тысяч нарушений законодательства, что составляет 1,7 нарушений на одну проверку (в 2019 году цифры были 3,4 нарушения, а в 2020 – 2,5). Как отметил Виктор Басаргин, это заслуга не только Ространснадзора, субъекты транспортной инфраструктуры стали более ответственно относиться к работе по обеспечению безопасности на транспорте. В 2021 году произошло 1890 происшествий на транспорте, что на 5 % меньше, чем в 2020 году и на 3 % меньше, чем в 2019 году. Динамика определенно положительная.

Также глава Ространснадзора рассказал о риск-ориентированном подходе и пилотном проекте ведомства по разработке новых критериев оценки рисков. Одной из ключевых задач Ространснадзора является мониторинг обеспечения безопасности на транспорте. Именно для выполнения этих полномочий будет создана карта рисков. Каждый регион получит свою оценку на основании ряда критериев. Среди показателей оценки указаны результаты контрольно-надзорной деятельности по региону, предполагаемые чрезвычайные ситуации природного характера – пожары, наводнения, землетрясения и тому подобное, которые могут произойти в регионе и повлияют на работу субъектов транспортной инфраструктуры. Будет учитываться также информация из СМИ, связанная с безопасностью на транспорте. Надо отметить, что все критерии целиком и полностью основаны на научном подходе и включают сложные формулы.

«Каждый регион получит свой цвет – красный (высокий уровень риска), желтый (средний) или зелёный (низкий). Так мы будем видеть, где в стране слабые места в области обеспечения безопасности на транспорте и в соответствии с этим строить свою работу. Главной целью её станет перевод субъекта из одной категории в другую – более низкую в плане риска», – сказал Виктор Басаргин.

Карту планируется сделать интерактивной и доступной к просмотру в режиме онлайн для руководителей всех уровней власти от губернаторов до полномочных представителей Президента РФ. Надзорное ведомство в свою очередь будет работать с каждым регионом, согласно его уровню риска. Планируется также утвердить перечень объектов транспортной инфраструктуры, где будет вестись постоянный мониторинг. Карта риска позволит уйти от плановых проверок, контролирующий орган сможет сосредоточиться на нарушителях требований и реагировать быстро и точечно.

В настоящее время большая часть рисков связана с человеческим фактором – более 80 %. Техническое состояние транспортных средств обусловило 11 % рисков, состояние транспортной инфраструктуры – менее 7 %, другие обстоятельства – более 1 %. Система управления рисками сегодня направлена на последние факторы с учетом динамики сокращения рисков, а основной показатель, влияющий на весь процесс – человеческий фактор. Решить проблему помогут программы снижения стрессовых ситуаций и отслеживание состояния здоровья людей, управляющих транспортными средствами.

Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Гулин в своём выступлении подробно остановился на вопросах подготовки программ профилактики рисков причинения вреда, которые разработаны Ространснадзором. Цель – стабилизировать добросовестность СТИ. Программа их проведения будет опубликована на сайте Ространснадзора не позднее 24 декабря. Также докладчик сообщил о подготовке плана проверок на будущий год.

По словам Михаила Прядильникова, заместителя руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ, Ространснадзор занял 3-е место по риск-ориентированному подходу из 12 оцениваемых ведомств. В работе регуляторной гильотины задействовано 738 рабочих групп, 1500 экспертов, отменено 3003 нормативных правовых акта, сохранено 1107, вновь принято 447.

Своей методикой составления карты оценки рисков поделился генеральный директор ООО «А-Техникс» Михаил Коробович. Он подчеркнул, что подход по управлению рисками является практичным в области обеспечения безопасности полётов. Предприятием ведётся 23 реестра рисков. Основная задача – достучаться до каждого сотрудника подразделений транспортной безопасности, чтобы, они знали и понимали важность своей работы. Перспективы, по мнению спикера, в создании интегрированной системы сбора информации, развитие риск-ориентированного мышления на предприятиях.

Генеральный директор ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» Игорь Моисеенко в своем выступлении сообщил о создании методики оценки рисков, которая базируется на методике IKAO. Мероприятия по снижению рисков оптимизируются по критерию эффективности, проводится экспертиза остаточных рисков и их допустимости.

Итоги работы нового состава общественного совета при Ространснадзоре подвёл его руководитель Владимир Белозеров. Спикер отметил, что работать пришёл профессиональный коллектив соратников. В составе совета 6 комиссий по всем видам транспорта. Общественники активно принимали участие в разработке новых нормативных правовых актов в рамках «регуляторной гильотины». Удалось поддержать систему общественного контроля на местах.

Поделиться:

другие публикации по теме