XI Всероссийская конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»
Экспертный круглый стол «Беспилотные авиационные системы: применение и противодействие»

Отраслевое сообщество в поиске единой позиции

22.12.2021  |  15:36

Профессиональный стандарт в сфере транспортной безопасности нужен, но какими он должен быть эксперты продолжают обсуждать.

Отраслевое сообщество в поиске единой позиции

На прошедшей 22 декабря 2021 года в онлайн-формате дискуссии «Каким должен быть профстандарт в сфере ОТБ?», организованной АНО «Индустрия безопасности», мнения профессионального сообщества разделились. Одни считают, что профстандарт должен быть единым, другие – профстандарты должны быть по видам транспорта. И каждая из сторон аргументированно обосновала свою позицию.

По словам Марины Жариковой, начальника Учебного центра по подготовке специалистов в области обеспечения транспортной безопасности РУТ (МИИТ), научно-исследовательская работа, проведенная университетом, показывает, что профессиональный стандарт в сфере обеспечения транспортной безопасности необходим. О том же свидетельствует и опрос, проведенный на их портале – 85 % опрошенных выступили за разработку профстандарта. От наличия профессионального стандарта зависит существование профессии как таковой, а также образование в этой области и проверка на соответствие квалификациям, по которым оценивается рабочий персонал.

Однако разработка собственно профессионального стандарта – это только часть работы. Его принятие влечет за собой необходимость стыковки разных направлений: вида экономической деятельности, вида занятий, независимой оценки квалификаций и т.д. Также профессиональный стандарт вводится в образовательные стандарты, что тоже требует проведения системной работы. По поводу того, каким должен быть профстандарт – единым или по видам транспорта – эксперт отметила, что и та, и другая точка зрения имеет право на существование.

Исполнительный директор Профсоюза «Трансбезопасность» Галина Тюнина подчеркнула, что разработка единого профстандарта требует участия большого количества специалистов, значительных временных и трудовых затрат, так как для того, чтобы документ был действительно рабочим, в нем должны быть учтены все особенности разных видов транспорта. Выпустить еще стандарты по оставшимся видам транспорта в дополнение к существующему на воздушном транспорте более логично, так как нормативная правовая база разделена по видам транспорта. Однако документы на 2/3 будут дублировать друг друга. Кроме того, это очень обременительно для работников, так как им придется изучать все 4 стандарта, а работодателям платить за подготовку специалистов придется дороже, поэтому им интересен единый профстандарт.

Эксперт выразила опасение, что в случае принятия единого стандарта придется пересматривать все действующие нормативные правовые документы в области транспортной безопасности. Также надо учитывать, что «регуляторная гильотина» еще не закончила свое действие. 

Анна Ермилина, руководитель Комитета по профессиональным квалификациям СПК воздушного транспорта, исполнительный директор Ассоциации Авиационный персонал подчеркнула, что работодатели в сфере воздушного транспорта категорически против единого стандарта.

Единственный в настоящее время профстандарт в области транспортной безопасности «Специалист транспортной безопасности на воздушном транспорте гражданской авиации» принят именно в этой отрасли. Спикер заметила, что в едином стандарте невозможно прописать особенности всех видов транспорта. Помимо этого, с ее точки зрения, при обсуждении вопросов безопасности касаться проблемы финансирования неэтично.

Как одно из возможных решений проблемы Анна Ермилина предложила разработать единую профессиональную квалификационную структуру транспорта. По ее мнению, полезно изучить опыт МЧС России в этом направлении. Министерство грамотно объединило аттестацию и оценку квалификации, тщательно проработав вопросы по всем направлениям. Выступающая сообщила, что Совет по профессиональным квалификациям воздушного транспорта активно ведет с Минпросвещения России дискуссию о создании ГОСТа, в котором будут прописаны требования ко всем должностям, включая руководящие позиции.

Московский метрополитен тоже ведет активную работу в части разработки профстандарта в области внеуличного транспорта. Об этом рассказала Ирина Колодиевская, начальник Отдела функционального проектирования Службы профориентации, обучения и развития персонала ГУП «Московский метрополитен». Она высказала мнение, что принятие единого стандарта, если и возможно, то только лет через 10. Сегодня же профессии должны быть разделены по видам транспорта с учетом действующих нормативных правовых актов и пассажиропотока.

Эксперт особо отметила, что подход к разработке профстандарта должен отвечать интересам работодателя, а их единодушное мнение – именно разделение профессиональных стандартов в сфере транспортной безопасности по видам транспорта. Московский метрополитен проводил консультации по этому вопросу с Минтрансом России, но в ведомстве на сегодняшний день четкой позиции по данному вопросу нет.

Марина Жарикова заметила, что при разработке профстандарта в области транспортной безопасности необходимо уйти от практики принятия безвариантных документов, наличие которых влечет за собой большие расходы субъектов транспортной инфраструктуры. Если будет принято решение о разработке единого документа, то он должен содержать как общую часть, так и вариативную – по видам транспорта и составить его нужно таким образом, чтобы подготовка специалистов позволяла подразделениям транспортной безопасности работать в любой транспортной отрасли.

Подводя итог дискуссии, выступающая высказала мнение, что в современных условиях быстрее и эффективнее принять профессиональные стандарты по видам транспорта, качественно проработав все детали. 


Запись экспертной дискуссии доступна к просмотру на нашем канале.

Поделиться:

другие публикации по теме