XI Всероссийская конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»

Международный аэропорт Шереметьево: развитие технологий ИИ

21.06.2022  |  11:02

Эксклюзивное интервью журналу «Транспортная безопасность и технологии» дал заместитель генерального директора по информационным технологиям АО «МАШ» Дмитрий Ильин.
 

Международный аэропорт Шереметьево: развитие технологий ИИ

О том, насколько широко современные технологии используются в ежедневной работе Международного аэропорта Шереметьево рассказал изданию заместитель генерального директора по информационным технологиям АО «МАШ» Дмитрий Ильин.

Дмитрий Анатольевич, расскажите, для каких целей аэропорт Шереметьево применяет технологии искусственного интеллекта (ИИ)?

Сегодня современные цифровые технологии – часть нашей жизни, без них не работает даже малое предприятие, а для функционирования такого сложного технического объекта, как международный аэропорт, требуется высочайший уровень автоматизации и применения интеллектуальных систем. Международный аэропорт Шереметьево, с точки зрения цифровизации процесса обслуживания самолетов, грузов и пассажиров, опережает многие аэропорты не только в России, но и в мире. Наша большая гордость – действующая и развивающаяся цифровая модель аэропорта, которая позволяет в автоматическом режиме управлять многими процессами: от составления расписания до долгосрочных прогнозов найма специализированного персонала при меняющемся пассажиропотоке за счет обработки больших объемов данных. Всё это позволяет оптимизировать затраты и повысить эффективность работы.

Как используется ИИ для обеспечения транспортной (авиационной) безопасности?

Сейчас в России активно разрабатываются и внедряются сервисы в области применения ИИ для обеспечения транспортной безопасности (ОТБ). Про большинство из них рассказать нет возможности по понятным причинам, однако на границе транспортной безопасности и деятельности, связанной с обслуживанием пассажиров, есть очень интересный проект – это внедрение биометрической идентификации пассажиров для «бесшовного» прохода на борт воздушного судна. В целевой модели пассажир проходит в аэропорту все необходимые процедуры без предъявления каких-либо документов, удостоверяющих личность. Идентификация пассажира осуществляется по биометрии лица при помощи государственной Единой биометрической системы (ЕБС), далее обеспечиваются все необходимые проверки, и принимаются решения о допуске пассажира в различные зоны аэропорта и на борт воздушного судна. Это удобно, быстро, а главное, качественно – снижает вероятность человеческих ошибок.

Создание такого сервиса для пассажиров требует решения большого количества технических и организационных вопросов из-за использования в нем государственных информационных систем. В процессе идентификации и предоставления доступа участвуют: Единая биометрическая система (ЕБС), Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИАС), Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), а также различные информационные системы аэропорта и авиакомпаний.

Для внедрения этой технологии в аэропортах Российской Федерации по инициативе Правительства РФ создана рабочая группа, где специалисты нашего аэропорта совместно с сотрудниками Минцифры России, Минтранса России, ПАО «Аэрофлот», ПАО «Ростелеком» как оператора ЕБС и ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» как оператора ЕГИС ОТБ прорабатывают варианты технической реализации. Разрабатываются необходимые нормативные правовые документы, после принятия которых возможна апробация технологии в реальных условиях и ввод сервиса в промышленную эксплуатацию. Аэропорт Шереметьево, понимая перспективность этого направления, активно участвует в этом проекте. Было принято решение о проведении пилотного тестирования описанной технологии на базе нашей воздушной гавани.

Какие проблемные моменты могут возникнуть в ходе реализации пилотного проекта? Достаточна ли, на ваш взгляд, существующая нормативная правовая база, регулирующая использование и развитие технологий ИИ?

ЕБС запущена по инициативе Минцифры России и ПАО «Ростелеком» в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». 30 декабря 2021 года заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко анонсировал запуск в России государственной Единой биометрической системы. Система стала частью инфраструктуры электронного правительства, обеспечивающей информационное взаимодействие в рамках предоставления государственных услуг. Перевод осуществляло Минцифры России в рамках реализации положений Федерального закона от 29.12.2020 № 479-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ-479).

Действующее законодательство приравнивает биометрические данные, зарегистрированные в ЕБС, к гражданскому паспорту. Соответственно, идентифицировать пассажира по биометрическим данным мы можем. Трудность, которая сегодня актуальна, связана с тем, что требования законодательства о транспортной безопасности пока не позволяют применять эти технологии как возможный вариант для допуска пассажира без предъявления документа, удостоверяющего личность.

В первую очередь оператору ЕБС и Минцифры России предстоит решить вопрос обеспечения наполнения ЕБС как можно большим числом биометрических профилей граждан РФ и, соответственно, наших пассажиров, чтобы систему было выгодно использовать и впоследствии работу по ОТБ максимально автоматизировать.  При этом сегодня в системе находится всего несколько сот тысяч биометрических профилей граждан. Пока жители России не оценили положительные результаты такого перехода. При существующем небольшом проценте присутствия наших потенциальных клиентов в ЕБС о каких-либо экономических выгодах говорить преждевременно. Это означает, что инвестирование в такие проекты пока будет трудно обосновать.

Второй вопрос – ответственность за ошибочно принятые решения при полном переходе на технологии ИИ. Сейчас точечное внедрение биометрии в разных сферах активно ведется, но только там, где ответственность за возможные риски готов взять на себя поставщик услуги, например, банк, за ошибочную финансовую операцию с применением биометрии.

Как быть тем отраслям, где цена ошибки не денежные активы, а человеческие жизни? Кто ответит за сбой в работе аппаратно-программного комплекса, пропустившего из-за технической ошибки на борт воздушного судна злоумышленника? Система распознает человека с очень высокой вероятностью, однако с совершенно ничтожной долей вероятности система может пропустить не того человека.

Сегодня ответственность за ОТБ целиком и полностью лежит на сотрудниках подразделений транспортной безопасности (ПТБ) аэропорта. Применяется комплекс превентивных мер по контролю за ситуацией и принятию грамотных и взвешенных решений. Требованиями законодательства в области транспортной безопасности механизмы защиты от актов незаконного вмешательства детально проработаны, а принимаемые меры результативны.

В случае с ИИ возникает вопрос: решение системы принимается как достаточное или его должен подтвердить человек, на которого в конечном счете ляжет ответственность? Конечно, проверка человека после проверки машины выглядит избыточным и неэффективным вариантом, учитывая тот факт, что машинные алгоритмы распознают уже намного более точно, машины не устают, не подвержены эмоциям и настроениям… И эту позицию важно закрепить в нормативном правовом акте.

По моему мнению, пока не решен вопрос ответственности, полноценное функционирование технологий ИИ не может быть применено. При запуске пилотного проекта страховать систему, конечно, будут люди. В режиме эксперимента пассажиры, следуя по «бесшовному» коридору, в какой-то момент все равно встретятся с сотрудниками службы транспортной безопасности, которые попросят предъявить паспорт.

В целом в применении технологий ИИ мы видим однозначную перспективу, так как повышается комфортность поездок и улучшается показатель эффективности/безопасности работы служб аэропорта. Надеемся, что результаты нашего пилотного проекта позволят доказать работоспособность биометрических технологий на практике и гарантировать обеспечение должного уровня транспортной безопасности.

В каких еще направлениях аэропорт Шереметьево будет использовать технологии ИИ?

Одно из самых интересных и эффективных направлений использования ИИ в аэропорту – это машинное зрение. Мы провели анализ, по каким направлениям технология может оказать неоценимую помощь и позволит повысить эффективность.

Сейчас машинное зрение плотно тестируется в обеспечении безопасности повседневной деятельности воздушной гавани. Например, для оперативного реагирования при возникновении внештатных сситуаций на эскалаторах и траволаторах, на территории аэропорта их больше сотни.
При увеличенном пассажиропотоке ИИ может помочь в обеспечении бесперебойной работы багажной системы, так как даже небольшой сбой в её работе может привести к несвоевременным отправкам багажа.

Помимо этого, технологии ИИ можно применять и в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории аэродрома, для контроля состояния и внимания водителей и контроля соблюдения правил дорожного движения. Ведь на территории аэродрома так же, как и в городе, действуют правила дорожного движения, есть разметка, знаки, своя инспекция и так далее, и учитывая, что в дорожном движении участвуют воздушные суда, требования к соблюдению правил значительно более строгие, чем в городе. Какие-то проекты в этой сфере уже реализованы, другие находятся в стадии апробации. Например, в части обеспечения безопасности дорожного движения в Шереметьево внедрена автоматизированная система проведения предсменных и послесменных медицинских осмотров для персонала.

Протестировано применение технологии машинного зрения для анализа очередей в различных зонах терминалов. Также мы планируем подключить машинное зрение к системам контроля взлета-посадки воздушных судов в части получения точной информации о точках касания полосы при посадке, горизонтальной и вертикальной скоростей, динамики разгона и торможения – вся эта информация очень важна как аэропорту, так 
и авиакомпаниям.

Помимо перечисленных уже перспективных направлений, можно выделить еще использование ИИ для аналитики голоса. В аэропорту большое число точек контакта сотрудников аэропорта с пассажирами, начиная с досмотра при входе в терминал и заканчивая выходом на посадку. Нам важно, чтобы у пассажиров сохранялось позитивное мнение от посещения и общения с сотрудниками аэропорта и других компаний на территории аэропорта. Для этого мы протестировали системы распознавания и анализа речи, которые помогают выявлять и разбирать сложные ситуации в общении с пассажирами.

Насколько актуален вопрос обеспечения информационной безопасности?

Работа в этой сфере активно ведется. Мы завершили категорирование имеющихся систем, ряд которых попал в разряд объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ), провели проектирование систем КИИ и начали реализацию мероприятий с учетом курса на импортозамещение. В этой сфере законодательные ограничения не мешают, но не хватает качественного отечественного серверного, сетевого оборудования и систем хранения данных.

Аэропорт – потенциально привлекательный объект для всевозможных атак на объекты информационной инфраструктуры. За последние несколько месяцев был реализован целый спектр дополнительных мер по усилению защиты. Применяемые сегодня отечественные технологии и решения российских программных продуктов обеспечивают надёжный уровень защиты от возникающих угроз. Поэтому уровень информационной безопасности аэропорта Шереметьево достаточно высокий.

Кстати, в этой сфере существует большой потенциал использования ИИ. Есть инициативы по внедрению элементов ИИ в обеспечение информационной безопасности. Такие технологии применимы в создании системы, ведущей сбор всех событий с объектов информационной инфраструктуры, в том числе с КИИ. Провести правильный анализ, найти аномалию, сделать прогноз и предупреждение – как раз задача для технологии ИИ.

Какие, на ваш взгляд, существуют перспективы и какие видны тенденции в развитии технологий ИИ?

Можно нарисовать совсем уж футуристическую картину. Безопасная поездка будущего может выглядеть примерно так: человек, двигаясь от паркинга до выхода на посадку, вообще не встречает на своем пути сотрудников аэропорта. Системы аэропорта, анализируя пассажиропоток, автоматически производят идентификацию и сопровождение пассажиров, анализ различных поведенческих характеристик, оценку багажа и при минимальном усилии в случае, например, перевеса предлагают оплату дополнительного груза, осуществляют все необходимые проверки. Без очередей, легко и просто он проходит на борт воздушного судна и с комфортом отправляется в пункт назначения.

Беседовала Елена Чернова.

Источник фото: АО «МАШ».

Поделиться:

другие публикации по теме